Большую часть информации мы получаем благодаря зрительному анализатору. Основной его функцией является восприятие света, а также формы предметов окружающего мира и их положения в пространстве. Строение зрительного анализатора (зрительной системы) очень сложное и состоит из периферического отдела (глазное яблоко), проводникового (зрительный нерв, проводящие пути) и центрального (зрительная кора в затылочной части головного мозга и подкорковые центры).
Большую часть информации мы получаем благодаря зрительному анализатору. Основной его функцией является восприятие света, а также формы предметов окружающего мира и их положения в пространстве. Строение зрительного анализатора (зрительной системы) очень сложное и состоит из периферического отдела (глазное яблоко), проводникового (зрительный нерв, проводящие пути) и центрального (зрительная кора в затылочной части головного мозга и подкорковые центры).
Зрительный процесс начинается с попадания световых волн в глаза – парные органы зрения. Глаз – сложная фотооптическая физиологическая система. Лучи света, отраженные от окружающих предметов преломляются, фокусируются на светочувствительной оболочке (сетчатке) и дают изображение этих предметов на ней. Преломляющая сила оптической системы глаза называется рефракцией, выражается в условных единицах – диоптриях.
Сетчатка – сложная нейронная структура, которая преобразует световые сигналы в электрические реакции нервных клеток и производит первичную переработку информации. Воспринимающая свет сетчатка в функциональном отношении может быть разделена на центральную (область пятна сетчатки - макулу) и периферическую (вся остальная поверхность сетчатки). Наиболее совершенное зрительное восприятие возможно при условии, если изображение предмета падает на область макулы, особенно его центральной ямки (фовеолы). Периферическая часть сетчатки этой способностью обладает в значительно меньшей степени.
От сетчатки информация по зрительным нервам и зрительным проводящим путям попадает в мозговые отделы для ее дальнейшего анализа и интерпретации. Конечным результатом работы зрительной системы является формирование видимого образа рассматриваемой зрительной картины, которая предстает перед человеком в виде трехмерного пространства, заполненного объектами разной формы, величины и цвета. Процессы зрительного восприятия, протекающие в глазу, являются неотъемлемой частью деятельности мозга, они тесно связаны с мышлением.
Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого. Анатомические структуры глаза, обеспечивающие зрительные функции, претерпевают значительные изменения в процессе созревания организма. Рост и развитие глаза у ребенка в основном завершается к 2-3 годам, в последующие 15 лет глаз изменяется меньше, чем в первые 1-2 года. Основным условием развития глаза является свет.
Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого. Анатомические структуры глаза, обеспечивающие зрительные функции, претерпевают значительные изменения в процессе созревания организма. Рост и развитие глаза у ребенка в основном завершается к 2-3 годам, в последующие 15 лет глаз изменяется меньше, чем в первые 1-2 года. Основным условием развития глаза является свет.
Длина глаза у новорожденного короче, чем у взрослого, составляет 16-17мм и достигает размера взрослого к 15-летнему возрасту. Роговица имеет значительно большую кривизну, а хрусталик - меньшую толщину. В связи с этим у детей наблюдаются преходящие нарушения рефракции, развивающиеся как физиологическое явление, неотъемлемое от процесса ее становления. В значительном проценте случаев дети первого года жизни имеют астигматизм, исчезающий по мере развития ребенка.
В течение первых месяцев жизни здорового новорожденного в сетчатке происходят анатомические и функциональные изменения. При рождении сетчатка значительно лучше сформирована на периферии, чем в центральной зоне. В течение первого полугодия жизни происходит морфологическое формирование области желтого пятна и центральной ямки сетчатки. Из 10 слоев сетчатки остается 4 слоя, в их числе зрительные клетки. Развитие области ямки может продолжаться в течение первых 5 лет жизни ребенка.
На протяжении первых 2 лет происходит формирование и совершенствование функциональной мобильности зрительных путей, формирование зрительного нерва, клеточных элементов коры больших полушарий головного мозга и корковых зрительных центров, формирование и укрепление связей зрительного анализатора и его взаимосвязей с другими анализаторами.
Новорожденный ребенок предметным зрением не обладает, это связывают с недоразвитием коры больших полушарий головного мозга. Его зрение является «подкорковым», примитивным (диффузным светоощущением). Светоощущение определяют по реакции зрачка на свет или появлению у ребенка двигательных реакций: зажмуривания, поворота головы. В первые дни жизни взгляд у ребенка блуждающий, движения глаз не сопряжены, отсутствует конвергенция (сведение зрительных осей).
Развитие зрительного восприятия проявляется у новорожденных в виде реакции слежения. Это врожденная функция, длящаяся секунды. При этом взор новорожденного не останавливается на предметах, а «дрейфует» в первоначальном направлении, если даже предмет двигается уже в противоположном направлении. Со второй недели жизни появляется кратковременная фиксация, то есть более или менее длительная задержка взора на предмете при движении его со скоростью не более 10 см\с. Лишь ко второму месяцу жизни в связи с совершенствованием черепных нервов движения глаз становятся координированными, и как следствие появляется синхронное слежение, то есть устойчивая бинокулярная фиксация взора.
Предметное зрение начинает развиваться у детей примерно со второго месяца жизни, когда ребенок живо реагирует на мать. К 6-8 мес. дети начинают отличать простые геометрические фигуры, видеть себя в зеркале, в 12 мес. – узнавать себя в зеркале, родителей на фотографиях, появляется умение в некоторой степени оценивать расстояние. В дальнейшем пространственное зрение быстро прогрессирует, чему весьма способствует умение ходить и исследовать окружающие удаленные предметы. Ко второму году жизни дети могут различать рисунки.
Развитие цветового зрения идет параллельно развитию остроты зрения, но судить о его наличии удается значительно позже. Первая более или менее отчетливая реакция на яркие красные, желтые, зеленые цвета появляется у ребенка к первому полугодию жизни. Нормальное формирование цветового зрения зависит от интенсивности света.Необходимо помнить, что если новорожденного содержать в помещении с плохой освещенностью, то развитие цветоощущения задерживается. Для правильного развития цветового зрения необходимо создать условия хорошей освещенности и с раннего возраста привлекать внимание к ярким игрушкам, располагая их на значительном расстоянии от глаз (50 см и более), меняя их цвета. При выборе игрушек следует учитывать, что центральная ямка более всего чувствительна к желто-зеленой и оранжевой части спектра и мало – к синей. Детские гирлянды должны иметь в центре желтые, оранжевые, красные и зеленые шары, а шары с примесью синего, синие, белый, темные необходимо помещать по краям.
Бинокулярное зрение (способность видеть двумя глазами одно изображение) при рождении отсутствует. В нормальных условиях оно формируется в течение нескольких первых месяцев жизни.Стерескопическое (объемное) зрение появляется в возрасте от 2 до 6 месяцев. В первые дни своей жизни ребенок не фиксирует взглядом окружающие предметы. Характер зрения вначале монокулярный (только одним глазом), затем монокулярный-альтернирующий (попеременный). Рефлекс фиксации предмета взглядом возникает примерно с 2 месяцев жизни. В это время световые возбуждения уже передаются к проекциям макул сетчаток обоих глаз в коре головного мозга, возникает связь между ними и вследствие этого осуществляется слияние двух восприятий в одно - развивается одновременное зрение. На 4-м месяце жизни возникает сужение зрачка, когда ребенок фиксирует взглядом близкие предметы. Это говорит о том, что появляется аккомодация (приспособление глаза к виденью предметов на близком расстоянии).К 2-4 месяцам обнаруживаются конвергентные движения, устойчивая конвергентная функция (сведение зрительных осей глаз на близко расположенном предмете) формируется в возрасте старше 6 месяцев.
Начиная осязать различные предметы, ребенок получает первые представления об их трехмерном измерении. К концу 3-4-го месяца жизни дети фиксируют осязаемые ими предметы устойчивым взглядом обоих глаз - это так называемое плоскостное бинокулярное зрение. Но для бинокулярного зрения характерно не только определение формы предметов, но и пространственного расположения и отстояния их от глаз. Сопоставляя перемещение своего тела с изменениями величины получаемых от предметов изображений, дети постепенно развивают в себе и эту сторону бинокулярного зрения (когда начинают ползать и ходить). Нормальное бинокулярное зрение возможно только в тех случаях, когда в обоих глазах на сетчатках получаются отчетливые изображения предметов, когда не нарушена иннервация глазных мышц (полное мышечное равновесие), не нарушены проводящие пути и высшие зрительные центры. В этом случае происходит слияние двух изображений в одно. Как правило, у здорового ребенка эта способность появляется после 12 месяцев.
Острота зрения - это численное выражение способности глаза воспринимать отдельно две точки, расположенные на определенном расстоянии друг от друга:
Остроту зрения определяют по специальной таблице или с помощью проектора знаков, когда ребенок уже хорошо говорит. Это происходит, как правило, после трех лет. До этого возраста, если нет явных признаков нарушения зрения, выявить проблемы со зрением не специалисту достаточно трудно. Ребенок, имеющий низкое зрение с рождения не пожалуется на это родителям, так как не знает, что значит видеть лучше. Дети хорошо адаптируются к своему состоянию.Поэтому очень важно проходить плановые профилактические осмотры у офтальмолога. Обязательные осмотры проводятся в возрасте 1-3 месяцев для исключения врожденной патологии. В 1 год (с обязательным расширением зрачка) – для оценки зрительных функций, детального осмотра глазного яблока, выявления аномалий рефракции (дальнозоркости, близорукости, астигматизм) и своевременного назначения оптической коррекции (очков или контактных линз). В 3 года – появляется возможность оценить остроту зрения у ребенка по таблице, уточняется динамика рефракции, осматривается состояние переднего отрезка глаза и глазное дно. В 7 лет (перед поступлением в школу) – определяется острота зрения и другие зрительные функции.